Железная дорога Кривого Рога
Приглашаем узнать о славном железнодорожном прошлом города на экскурсии "Железная дорога Кривого Рога"
История железной дороги Кривого Рога началась с образованием в 1884 году Екатерининской железной дороги, соединившей каменноугольные рудники Донецкого бассейна с железорудным Криворожьем, что способствовало налаживанию обмена грузов между промышленными регионами.
Железная дорога развивалась и затрудняла свой пространственный рисунок. В 1891 г. начало работы Саксаганской ветки от станции Карнаватка к разъезду Роковатая, которая в последующие 1894-1898 гг. была дополнена разъездом Терны и далее на Пятихатки. В 1900-1901 гг. построена Ингулецкая ветка до южных рудников. В 1902 году начато строительство ветки от станции Довгинцево в направлении к современному Запорожью. Последней введена в эксплуатацию в 1904 году Широковская ветка от станции Николо-Козельск, через городок Широкое и до станции Апостолово.
Криворожская железная дорога соединяет более 15 железнодорожных станций, 3 из которых грузо-пассажирские: Кривой Рог - Главный, Роковатая, Кривой Рог (Червона), на базе которых функционируют соответствующие железнодорожные вокзалы.
Железнодорожный вокзал станции Кривой Рог - Главный (в прошлом Долгинцево) построен в 1884 году и хорошо сохранился до наших дней (с пристройкой в 1905 году). Сегодня вокзал является главными воротами в город, здесь создана инфраструктура разнообразных услуг.
На площади в железнодорожного вокзала установлен паровоз серии Эм и номером 733-69. Паровоз был сконструирован в 1934 году в Луганске на заводе им. Молотова. Списан в 1986 году. Как памятник установлен в июне 1997 года.
В музее хранятся раритетные издания и предметы: "Альбом к 25-летию Екатерининская железная дорога" (1909), "Вестник Екатерининской железная дорога" (1917), "Военная фармакопея" (1919), аппарат Морзе, полевые телефоны, макеты грейферный погрузчик и машины для сбора рудных загрязнителей из колеи. Радует глаз и широко представлена экспозиция украинского народно-прикладного творчества, которая передает колорит местного быта XVIII-XIX веков. Все экспонаты собраны руки железнодорожники и их семьи или передана в музее частных коллекционеров.
Сейчас трудно представить Кривой Рог без железнодорожного транспорта, ежедневно поезда перевозят тысячи пассажиров и сотни тысяч тонн грузов в различных направлениях.